8 (800) 777-37-02

звонок по России бесплатный

Пн- Пт: 9.00 - 19.00, Сб-Вс: 09.00 - 16,00.

8 (473) 201-60-00

Контакты

Задержка психоречевого развития, Алалия

ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Что такое задержка психоречевого развития?
Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим. Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.
Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.

Симптомы ЗПРР:
Выявить задержку психоречевого развития обычно получается в возрасте 2-3 лет, иногда чуть позже – после преодоления малышом трехлетия. Именно в этом промежутке времени симптоматика проявляется наиболее ярко. Однако затягивать ни в коем случае нельзя. Если нарушение диагностируется только к 5 годам, коррекция ЗПРР будет осуществляться дольше и намного сложнее. Вообще ЗПРР может начать проявлять себя в достаточно раннем возрасте. Именно поэтому родителям стоит обращать внимание на поведенческие факторы ребенка, его общее развитие и развитие речи с самого рождения.

К ранним симптомам задержки психоречевого развития относятся:
— слабая реакция (или ее полное отсутствие) на слова и жесты родителей;
— если ребенок не улыбается или делает это крайне редко;
— отсутствие лепета у грудничков;
— очень тихое поведение;
— повышенное слюноотделение; иногда – приоткрытый рот.
Обычно диагноз задержка психоречевого развития подтверждается, если у ребенка присутствует 3 и более из вышеперечисленных симптомов ЗПРР.

Основные признаки ЗПРР:
— задержка развития речи (ЗРР);
— патологии и нарушения в формировании речевого аппарата;
— нарушение мышления;
— слабая мелкая и крупная моторика;
— расстройства поведения (часто присутствует стереотипное поведение);
— эмоциональная неустойчивость, колебания настроения;
— медленная реакция;
— когнитивные нарушения;
— расстройства развития двигательных функций;
— излишняя невнимательность;
— быстрая утомляемость;
— гиперактивность;
— нежелание общаться со сверстниками;
— повышенная агрессивность.

Основные причины ЗПРР:
— болезни матери во время беременности (в частности, вирусные и бактериальные заболевания) — внутриутробные инфекции;
— гипоксия плода (кислородное голодание);
— тяжелые роды (преждевременные, стремительные, обвитие пуповиной и пр.);
— родовые травмы ребенка;
— перенесение инфекционных заболеваний или травм в младенческом возрасте — Любые поражения мозга и ЦНС;
— генетические и хромосомные отклонения;
— психические травмы в раннем возрасте;
— неправильное воспитание (гиперопека родителей или, напротив, гипоопека, недостаточное внимание к развитию и воспитанию ребенка).
Как правило, у детишек с РАС, ДЦП, эпилепсией и другими неврологическими заболеваниями задержка психоречевого развития становится сопутствующим диагнозом.

Лечение ЗПРР:
Лечение задержки психоречевого развития всегда проводится комплексно. Коррекцию должны проводить сразу несколько специалистов:
— невролог проводит необходимые обследования, ставит диагноз, разрабатывает индивидуальный план лечения;
— нейропсихолог выявляет какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста и проводит занятия по их развитию;
— логопед проводит коррекцию произношения и темпа речи, вызывает речь в случае ее отсутствия;
— психолог консультирует семью по вопросам воспитания и поведения, помогает ребенку в адаптации в детском коллективе. Сначала обязательно дифференцируется само заболевание, далее проводится ряд мер по его лечению и коррекции обучения и развития.

Если патология выявлена в раннем возрасте, нескольких курсов занятий со специалистами может хватить, чтобы выправить нарушение. Если же диагноз задержка психоречевого развития был поставлен после 3-х лет, коррекция будет проходить дольше и сложнее, поэтому родителям в этом случае необходимо набраться терпения.
Важно помнить, что лечение ЗПРР необходимо начинать как можно раньше! Также стоит отметить, что грубой ошибкой со стороны родителей будет обращение только к логопеду – скорее всего преодолеть ЗПРР не получится, так как данное нарушение предполагает комплексный подход с разными специалистами.

АЛАЛИЯ

Что такое алалия?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Алалия–это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.                                                                                                                                                                                                                Виды алалии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Чтобы разобраться, что же это за болезнь вызывает специфические нарушения речи, нужно знать, какие выделяют формы алалии. За годы изучения заболевания предлагались разные классификации: по типам проявления болезни, периоду формирования патологии, силе проявления симптоматики. На текущие времени неврологи остановились на классификации В. А. Ковшикова, занимавшегося проблемой в 80-х годах прошлого века. Выявленные виды алалии у детей зависят от их характеристики, причин возникновения и механизма развития: 

— Сенсорная или импрессивная алалия. Образуется из-за поражения речеслухового центра – анализатора в области коры головного мозга. Фактически у ребёнка здоровый слух, способный распознавать звуки, но малыш просто не понимает речь других людей в необходимом объёме.                                                                                                                                                                                                                     — Механическая или моторная алалия развивается, когда у ребёнка в раннем периоде нарушается развитие речедвигательного центра головного мозга. Он понимает окружающих, но самостоятельно воспроизводить слова, артикуляция не позволяет. Заболевание проявляется по-разному, что зависит от локализации участка поражения. Если задета постцентральная извилина, то ставится кинестетическая артикуляторная апраксия. А если нарушения располагаются в области премоторной коры, то после диагностики выставляется кинетическая артикуляторная апраксия. — Смешанная алалия – это одновременное проявление обоих типов болезни, примеры подобного нередки. Чаще всего, встречаются в семьях, где матери не заботятся о своём здоровье в периоде вынашивания, а затем не ухаживают за ребёнком с необходимой тщательностью. Часто протекает по типу резидуальной энцефалопатии.                                                                                                                    Каждый из описанных типов болезни имеет как свои причины развития, так и специфические проявления. Только выяснив, из-за поражения какого участка мозга возникла болезнь, возможно назначить адекватное лечение, спланировать коррекционную работу. 

Причины алалии:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:                                                                                                                                                                          -Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер¬дечная или легочная недостаточность). -Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.                        -Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Симптомы механической или моторной алалии:                                                                                                                                                                                                                                                                        Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами:                                                                                                                                                                         — неловкостью;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               — недостаточной координированностью движений;                                                                                                                                                                                                                                                                                                         — слабым развитием моторики пальцев рук;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       — трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, шнуровкой обуви и т. п.);                                                                                                                                                                               — выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.)                                                                                                                                                                                                                                             Психологическая симптоматика детей с моторной алалией, характеризуется следующими нарушениями:                                                                                                                                                                                -памяти (особенно слухоречевой);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          — внимания;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     — восприятия;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    -эмоционально-волевой сферы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              — гиперактивностью;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    — малоподвижностью;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 — заторможенность;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       — сниженной работоспособностью;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        — высокую утомляемостью;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         — речевым негативизмом (полный либо частичный отказ от речи);                                                                                                                                                                                                                                                                          — понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем;                                                                                                    -звукопроизношение грубо нарушено;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -может возникнуть заикание на фоне моторной алалии;                                                                                                                                                                                                                                                                                        -словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы;                                                                                                                                                                                                                                      -новые слова усваиваются с трудом;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными).                                                                                                                                                                При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной или импрессивной алалии:                                                                                                                                                                                                                                                                                — нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи;                                                                                                                                                                                                                                                                              — гиперакузией (повышенная чувствительность к звукам);                                                                                                                                                                                                                                                                                      -речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих;                                                                                                                                                                                                                                                                -навязчивые повторения звуков, слогов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -для общения с другими людьми широко используют мимику и жесты;                                                                                                                                                                                                                                                           При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем                                                                                                                                                                                                                                            -трудности включения и удержания внимания;                                                                                                                                                                                                                                                                                                          -повышенной отвлекаемостью и истощаемостью;                                                                                                                                                                                                                                                                                                            — неустойчивость слухового восприятия и памяти;                                                                                                                                                                                                                                                                                                            -импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.                                                                                                                                                                                                                                            В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто, обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Прогноз и профилактика.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи.